Реферат - о звуке в цифровом телевидении

О звуке в цифровом телевидении.
Новые требования, но и новые возможности.

По утверждению известнейшей консалтинговой фирмы ПрайсУотерхаусКупер никакая другая индустрия не меняется так быстро, как сектор создания контента (Content в переводе с англ. яз. означает содержимое , в последнее время закрепляется в русском языке как неологизм) компаний индустрии развлечений и средств массовой информации. Когда по статистике каждые пять секунд очередной новый пользователь подключается к Интернету, а повсеместно, благодаря изменяющимся технологиям, раздаются обещания открыть сотни новых каналов распространения контента, телевидение, как часть сектора индустрии развлечений и СМИ должно быть готово к новым веяниям.

То, что наступает эра нового телевидения, подтверждают другие статистические данные. Быстрыми темпами в Европе, Северной Америке, Австралии и Азии развиваются такие новые сервисы, как цифровое ТВ, интерактивное ТВ, платное ТВ, ТВ по запросу. Например, в ведущих европейских странах ежемесячная подписки на цифровое и платное ТВ являются весьма оптимистичными для новых вариаций цветного телевидения. В домах телезрителей интенсивными темпами меняется парк домашнего телевизионного оборудования. Например, ожидается, что к 2005 году только в европейских домах будет больше 50 миллионов DVD-проигрывателей.

Телевидение должно понимать, что в борьбе за своего потребителя придется использовать новые технологии, которые несут с собой новые возможности. Если этого не делать, то потребитель уйдет в другой сектор индустрии: кабельное ТВ, Интернет, кино, концерты, шоу.

Только научившись воспринимать новые веяния как новые возможности сегодня можно развиваться в чрезвычайно конкурентной среде, чтобы завтра сохранить или занять в ней лидирующие позиции.

Особо серьезные, можно сказать, революционные изменения нас ожидают в звуковом тракте вещательных каналов. Массового потребителя телепрограмм уже не устраивает обычный одно- или двухканальный звук без возможностей индивидуальных настроек. При устойчивой общемировой тенденции к многоязычному миру (ярким примером уже могут служить крупные мегаполисы, такие как Нью-Йорк, Лондон, Москва) уже возникла потребность в обеспечении многоязычного вещания или выдачи субтитров на нескольких языках, для того, чтобы охватить как можно большую и социально более разнообразную аудиторию. Есть только небольшое сомнение в том, что требование телевещания с многоканальным звуком будет расти по экспоненте. Звукозаписывающие студии, студии дубляжа, производители программ, теле вещатели должны готовиться встретить новые изменения и требования рынка.

Форматы DOLBY. Классификация и комментарии

Звук в современном мировом телевидении постепенно уходит от простого деления на стерео и моно или на аналоговый и цифровой. Для звуковой составляющей телевизионного сигнала на сегодня существует 3 формата, применяемых или рекомендуемых к применению в новых системах телевизионного вещания и распространения телепрограмм. Все они разработаны и запатентованы фирмой Dolby Laboratories: DOLBY SURROUND, DOLBY DIGITAL и DOLBY E.

Формат DOLBY SURROUND

Формат DOLBY SURROUND - это процесс мультиплексирования, позволяющий представить любой звуковой стерео сигнал, - не важно, аналоговый он или цифровой, - 4 каналами звука. Кодированный в данном формате аудио материал полностью совместим с моно или стерео воспроизведением. Приемная система (со стороны зрителя / слушателя) в части звукового тракта должна быть оснащена декодерами Dolby Surround Pro Logic. Тогда слушатель получает возможность наслаждаться 4 звуковыми каналами (естественно, при присоединении комплекта соответствующих колонок): Левым, Правым, Центральным и, вдобавок, каналом "окружающего" звука, работающего в диапазоне 100 Гц - 7 кГц. Первоначально данный формат имел название Dolby Stereo и был разработан в 70-х для звуковых дорожек кинофильмов. Можно сказать, что данный формат Dolby перекочевал в гостиные наших квартир из кинотеатров. И все - благодаря кассетам VHS и аналоговому ТВ вещанию. (Последнее, конечно, относится к странам, вещающим картинку со стереозвуком; увы, в России, кроме разве что НТВ-плюс, пока никто больше не имеет отношения к таковым). Но в течение определенного промежутка времени и до сегодняшнего дня - это самый популярный многоканальный звуковой формат зарубежом. Почти 45 миллионов квартир и домов по всему миру, - по данным разработчика формата, - оборудовано бытовой техникой, способной декодировать Dolby Surround.

Формат DOLBY DIGITAL

Формат DOLBY DIGITAL (или DOLBY AC-3) - это процесс (алгоритм) компрессионного кодирования звука, учитывающий характеристики субъективного восприятия звука человеком. Формат Dolby Digital - это многоканальный цифровой звук для эффективного хранения и передачи. Второе название формата -- Dolby AC-3 - происходит от технологии, на которой базируется данный алгоритм. Звуковые дорожки формата DOLBY DIGITAL могут обеспечивать любой звук: от моно до полноценного "5.1 - канального сэрраунд". Термин "5.1 Surround" происходит из-за следующего. В этом случае звуковой тракт состоит из 5 отдельных каналов, полностью охватывающих частотный диапазон в части слышимого спектра (20 Гц - 20 кГц): Левый, Центральный, Правый, Левый окружающий, Правый окружающий, плюс шестой Отдельный канал звука, обычно называемый LFE. Как следует из названия последнего упомянутого канала, он служит для звукопередачи эффектов на низких частотах ( 20 Гц - 120 Гц). Данный формат был впервые опробован в кинотеатрах в 1992 году. Сейчас формат DOLBY DIGITAL - единственный универсальный многоканальный звуковой формат, а также формат для вещания в стандартах ATSC и SCTE. Вдобавок, DOLBY DIGITAL определен как звуковой передающий формат для DVB. Множество приемников, в быту называемых "ресиверами" (или, в оригинале, "set-top boxes") в Европе уже оборудовано, чтобы работать со звуком в формате DOLBY DIGITAL. Фактически, каждый DVD-проигрыватель, продаваемый в мире, оборудован блоком декодирования DOLBY DIGITAL. По данным на март 2000 года, продано 42 миллиона бытовых приборов со звуком данного формата.

Формат DOLBY DIGITAL разработан так, чтобы удовлетворить интересы всех зрителей и слушателей. От тех, кто имеет моно ТВ приемники с низким отношением сигнал\шум, до тех, кто обладает "продвинутым" домашним кинотеатром с многоканальным звуком широкого динамического диапазона. Для этой категории потребителей телепродукции программный продюсер может в рамках цифрового потока DOLBY DIGITAL встроить дополнительную информацию, называемую общим термином "Metadata", чтобы управлять специфическими аспектами декодирования и воспроизведения звука в гостиной, где развернут домашний кинотеатр. Потребитель затем может применить, частично или полностью, (равно, как и игнорировать) эти параметры, как соответствующие или несоответствующие его оборудованию и предпочтениям.

Среди множества функций, которыми управляют параметры метаданных наибольший потребительский интерес представляют:
- функция DOWNMIXING - способ, которым многоканальный материал воспроизводится моно или стерео прослушивающими системами;
- функция DYNAMIC RANGE - процесс компрессирования динамического диапазона посредством предопределенных параметров. Например, для ночного прослушивания или для адаптации широкого динамического диапазона к маленькой звуковой системе зрителя-слушателя;
- функция DIALNORM - автоматическая настройка уровня воспроизведения звука на "конце потребителя", чтобы добиться соответствующей равной громкости на всех программах и рекламных вставках.

Метаданные могут быть созданы в процессе компоновки программ ("постпродакшн") и встроены в поток DOLBY E. Они проходят неизменными через процесс производства программ и достигают потребителя через передаваемый в эфире (или иным способом) сигнал DOLBY DIGITAL.

Формат DOLBY E

Формат DOLBY E - это высококачественная 8-канальная система кодирования звука, разработанная специально для распределения в процессе телевизионного вещания, поскольку именно для такого применения формат DOLBY DIGITAL не подходит. Интеграция с существующей 2-канальной инфраструктурой достигается благодаря факту, что цифровой поток DOLBY E выглядит точно также как и цифровой звук в формате AES\EBU. Это позволяет распространять звуковой сигнал через одну пару AES-3 или вести запись на 2 звуковых дорожки цифровой аудио ленты, чтобы создать стандартный формат обмена данных для звука с картинкой. Кодирование звука в формате DOLBY E разработано таким образом, чтобы в процессе подготовки и распространения программ стандарта DVB выдерживать 10 и более циклов кодирования-декодирования, как стандартно необходимых. А т.к. параметры передачи звука в формате DOLBY E синхронны видео данным, монтаж в режимах "сборки" (ASSEMBLY) или "вставки" (INSERT) выполняется без неприятных звуковых помех в виде щелчков и писков. И все это - вне зависимости, как идет монтаж, на звуковой DAT-кассете, видеокассетах или на рабочих компьютерных станциях. Кодирование или декодирование звука в формате DOLBY E занимает ровно 1 видео кадр, упрощая синхронизацию звука и изображения, а метаданные DOLBY DIGITAL (служебные данные о звуке, см. рисунки) также удобно транспортируются в составе цифрового потока DOLBY E. Звук остается в формате DOLBY E прямо до завершающего мастер-контроля, и только потом перекодируется в DOLBY DIGITAL для трансляции (вещания или передачи по кабельным сетям).

Цифровое телевизионное вещание с цифровым звуком

Очень важно отметить, что в звуковом тракте цифрового телевизионного вещания в развитых странах сегодня присутствуют все три вышеперечисленных формата.

Формат DOLBY E используется на всех участках работы со звуком до непосредственной его модуляции для эфирного распространения. Как уже отмечалось выше, формат DOLBY E - это профессиональный процесс кодирования, с более высоким соотношением битов (по сравнению с форматом DOLBY DIGITAL). Звук в этом формате выдерживает 10 и более циклов кодирования\декодирования, обычно очень необходимых в процессе производства и компоновки программ, т.е. в процессе распределения звука, предназначенного для цифрового телевещания.

Формат DOLBY DIGITAL оптимизирован для эффективной доставки многоканального звука конечному пользователю. Высокое качество звука сохраняется только в одном цикле кодирования-декодирования: кодирование - для вещания и декодирование - в доме пользователя. Этот формат не может выдержать множество циклов кодирования\декодирования. Более того, звуковые кадры DOLBY DIGITAL не совпадают с видео кадрами, делая монтаж программ со звуком, закодированным в формате DOLBY DIGITAL, практически невозможным. Такие недостатки еще раз подтверждают необходимое "соседство" 2 форматов в 1 тракте, если вещателя серьезно волнует качество звука на стороне потребителя.

Формат DOLBY SURRAUND необходим как приложение для тех зрителей цифрового телевидения, которых не хочется терять, но которые располагают звуковым оборудованием данного формата и никаким другим.

Как и почему формат DOLBY влияет на технологию создания, распространения и архивирования телевизионных программ
Создание контента- одна из самых главных проблем, которую придется решать при переходе на новые цифровые технологии в телерадиовещании. Увеличение количества каналов, еще более ужесточающее конкуренцию телекомпаний между собой, конкурентное давление со стороны других видов развлечений, увеличение динамики телепрограмм, разнообразие потребностей и интересов зрителей - вот основные причины, ведущие к необходимости резкого наращивания объемов контента при одновременном улучшении его качества. Такую трудную задачу можно решать только с помощью новых технологий, автоматизирующих рутинные процессы и повышающих надежность как можно большего количество участков тракта правообладатель - вещатель - потребитель. Те вещатели, которые это понимают уже сейчас, будут у решения проблемы первыми. Радует, что в нашей стране, которая только подбирается к массовому распространению цифрового вещания, уже есть организации, понимающие и пытающиеся уже сейчас решать проблему создания и распространения контента новыми средствами и с новой идеологией. "Круглые столы" сегодня обсуждают не только болезненно-банальные вопросы финансирования ремонта многочисленных башен или установок вандалозащищенных антенн, но и обсуждают возможные пути практической реализации новой идеологии телевещания.

Компоновка аудио-видео материалов для последующего использования в цифровом телевизионном вещании
В создании контента важную часть составляет процесс компоновки программ. В западной терминологии он называется POSTPRODUCTION или VIDEO POST.

Многочисленные компании, занимающиеся производством программ, т.н. "Postproduction Houses" для телевещания, в идеале могли бы поставлять материалы с видео и многоканальным звуком посредством унифицированного вещательного кассетного либо дискового формата. Однако в конкурентном мире и условиях рыночной экономики, когда борьба цифровых форматов, несомненно, будет продолжаться - их многообразие (DIGITAL BETACAM, DVCPRO, D-9, DVCam, Betacam SX и др.) сохранится. Тем более, звуковой материал должен будет поддерживать свое высокое качество в процессе обмена материалами, многократной перезаписи и для архивирования. Этот звук должен быть синхронизирован с видео для коммутации и монтажа, а также иметь способность "тащить" потребительские метаданные и информацию о временном коде. DOLBY E обеспечивает все эти требования, чтобы упредить выросшие потребности индустрии прямо через цепочку производства программ, начиная с производства, распределения, выпуска, и заканчивая архивированием. DOLBY E позволяет аудио
профессионалу достаточно просто создавать потребительские метаданные во время мастер-микширования звуковой дорожки телепрограммы. Затем эта информация оптимизации воспроизведения, вместе с 8 каналами звука, передается дальше, - через производство, трансляцию и распределение, - до декодера потребителя.

Распространение контента с многоканальным звуком и служебными данными может происходить двумя способами:
1) из центров вещания (передачи данных) посредством кабельных сетей или передачи через эфир;
2) через тиражные копии.

Тиражирование и архивирование контента цифрового телевизионного вещания

Если в отношении архивирования для нужд владельцев или распространителей контента еще ведутся споры, какой носитель - лента или диск - экономически и технологически эффективнее, то для рядового потребителя преимущества нового носителя становятся все более очевидными. Прежде всего, это:
- высокое качество изображения и очень высокое - у звука;
- выбор субтитров на разных языках; выбор языка между оригинальным и возможными семью (если DVD "загружен" этими переводами);
- возможность подстройки звука под возможности домашней акустики и собственные пристрастия прослушивания звука и др.

Предполагается, что формат DVD станет общемировым стандартом тиражного распространения цифровых программ (фильмов, передач, обзоров и т.д.). Процесс создания DVD имеет специальное терминологическое обозначение - DVD Authoring. На сегодня существует несколько признанных платформ создания дисков формата DVD от фирм (в алфавитном порядке): Daikin, Digital Visions, Matsushita, Sonic Solutions.

Для создания оригиналов диска формата DVD, как правило, требуется комплект аппаратно-программного обеспечения. Т.е. задача решается уже не традиционными аппаратными средствами, а с помощью гибридной схемы, где компьютерные технологии занимают существенное место. Такой современный комплект аппаратно-программного обеспечения включает в себя: комплект кодеров и декодеров звукового формата DOLBY DIGITAL и компьютерную рабочую станцию, оборудованную соответствующей звуковой картой с цифровыми входами\выходами и пакетом программного обеспечения для управления процессом обработки и записи многоканального звука на видео диск DVD. Операционной средой, в которой работает компьютерная рабочая станция, может быть Windows 98\2000\XP\NT или другая. Все зависит от разработчика оборудования и ПО. В части звукового тракта разработчики вышеуказанных платформ создания дисков формата DVD технологически по-разному решают по сути одну и ту же задачу: принять кодированный в формате DOLBY DIGITAL поток битов и "упаковать" его в файлы необходимого расширения, подходящие для непосредственной записи звука и служебных данных на видео диск DVD. Например, сама фирма Dolby предлагает с помощью своего оборудования "упаковывать" цифровой многоканальный звук в файлы с расширением .ac3. Это расширение подходит для всех известных платформ создания оригиналов диска формата DVD.

Заключение

Российским телекомпаниям, производящим студиям необходимо сфокусировать свое внимание на этом направлении. Особенно в части звукового тракта. Невозможно остаться в стороне от мирового прогресса и потребностей телевизионных зрителей. Это означает, что рано или поздно предстоит осуществлять переход с моно фонического на многоканальный звук. Завтра это - существенно большие объемы звукового материала и новые практические технологии обработки и передачи звука.

назад содержание вперед

Реклама: оборудование для конференц зала