Будущее электронной коммерции

На отдельно взятом компьютере интерактивные трехмерные изображения появились давно. Однако обмен подобной информацией через Интернет в реальном времени требует высокой скорости передачи данных, не обеспечиваемой традиционными модемами. В настоящий момент ситуация резко меняется. Появились принципиально новые способы доступа в Сеть, использующие уже сложившуюся коммуникационную инфраструктуру.

Например, технология xDSL обеспечивает скорость доступа до 1,5 Мбит/с по обычным телефонным проводам. Системы кабельного телевидения могут дать еще более качественное соединение - до 30 Мбит/с. В ближайшие несколько лет подавляющее большинство пользователей Интернета в США и Европе будут иметь доступ со скоростями порядка 1 Мбит/с. Такие скорости передачи данных плюс резко увеличившаяся производительность ПК создали предпосылки для превращения Интернета из глобальной сети передачи информации в виртуальный трехмерный мир.

Бум трехмерной визуализации Сети еще не наступил, хотя идеи уже витают в воздухе. Понемногу появляются сайты, где в большей или меньшей степени реализовано представление информации в трехмерном виде.

Это сулит хорошие перспективы для дальнейшего развития электронной коммерции. Трехмерный прототип может дать потенциальному покупателю гораздо больше полезной информации о товаре, чем плоская картинка. Стала популярной идея создания трехмерных Интернет-магазинов.

Рис. 7. Трехмерный магазин.

Термин 3D становится модным и часто присутствует в названии торговых сайтов, где трехмерности как таковой пока что не наблюдается. Многие известные производители программного обеспечения для приложений электронной коммерции поспешили объявить о разработках в области трехмерной визуализации электронных магазинов. Появились трехмерные торговые залы, но прототипы продаваемых товаров по-прежнему плоские. Онлайновому покупателю от этого ни жарко, ни холодно. Брожение по трехмерному магазину уже напоминает компьютерную игру, но полезной информации о товаре от этого нисколько не прибавилось. На рынке программного обеспечения все еще отсутствуют продукты, которые позволили бы поставить на поток разработку трехмерных магазинов и наполнение их интерактивными моделями товаров. Но это лишь вопрос ближайшего времени.

Рис. 8. Трехмерный офис.

Чего же можно ожидать в недалеком будущем? Будет появляться все больше магазинов с представлением товаров в трехмерном виде. Уже существует ряд технологий, позволяющих это сделать. В первую очередь нужно отметить язык моделирования виртуальной реальности VRML, спецификация которого уже является стандартом. Объекты, созданные с его помощью, являются интерактивными: их можно вращать, рассматривать с разного расстояния, удалять отдельные их части. Можно, например, <разобрать> полностью модель фритюрницы или кухонного комбайна, для того чтобы лучше понять, как они устроены. Модели товаров, созданные с использованием другой технологии - MetaStream (разработка компании MetaCreations), не обладают свойством интерактивности. Можно только рассматривать их с разных сторон и изменять масштаб изображения, но они не <реагируют> на внешние воздействия. Но для представления таких товаров, как часы, обувь или одежда, этого вполне достаточно. Для того, чтобы наблюдать в Сети такие объекты, необходимо предварительно скачать и установить на своем компьютере соответствующую программу просмотра. Такие программы предоставляются фирмами-разработчиками бесплатно, и размер установочных файлов составляет около 2 Мбайт и 0,5 Мбайт для форматов VRML или MetaStream соответственно. Появились также 3D-модели товаров, созданные на языке программирования Java. Их можно рассматривать в окне браузера без инсталляции дополнительных программ, но и возможности у таких моделей более скромные - только вращение вокруг вертикальной оси. В большинстве случаев их используют для демонстрации образцов одежды.

Перечисленные выше технологии позволяют рассматривать товар снаружи. Недавно появилась технология, позволяющая смотреть буквально изнутри. Она разработана Interactive Picture Corporation и называется соответственно IPIX. Фотографии, сделанные цифровой камерой с объективом <рыбий глаз>, как бы <наклеиваются> при помощи соответствующего программного обеспечения на внутреннюю поверхность сферы. Съемка осуществляется в нескольких направлениях со специального штатива. Перемещение курсора мыши по поверхности такой картины в окне браузера позволяет наблюдать панораму 360ох360о, имитируя вращение головы наблюдателя во всех направлениях. Это может представлять интерес, если нужно рассмотреть внутренний вид дома, квартиры, или же изучить окружающий ландшафт земельного участка, находясь у экрана компьютера. Технология становится популярной у онлайновых риэлтеров. Применяют ее и продавцы автомобилей - можно осмотреть машину изнутри.

Для фирм, торгующих недвижимостью, представление своего товара в трехмерном виде - это путь повысить продажи. Потому что это удобно покупателю, который сможет заглянуть в любую комнату или подсобное помещение, обойти дом со всех сторон и даже заглянуть на крышу.

Рис. 9. Трёхмерный дом изнутри.

Если дом находится в городе, то уместно будет создать и 3D модель соответствующего жилого квартала, застроив его соседними зданиями и деревьями. И все это потенциальный покупатель сможет увидеть, не отходя от своего компьютера.

Нужно сказать несколько слов о возможности информационной поддержки покупателей в режиме реального времени. Практически все компьютеры сегодня являются мультимедийными, то есть имеют звуковую карту, микрофон и динамики. Принципы IP-телефонии уже широко используются на сайтах крупных компаний и в различных информационных службах. Одним щелчком мыши пользователь Сети может подключиться к телефонной линии компании и разговаривать, не отключаясь от Интернета.

В США появились телефонные каталоги и поисковые системы, в которых можно найти требуемого абонента и начать беседу с ним прямо через Сеть. Качество звука при этом такое же, как и при связи между двумя телефонными аппаратами. Благодаря специальным алгоритмам компрессии и декомпрессии звука, для обеспечения разговора между двумя собеседниками требуется соединение со скоростью около 6 Кбит/с, что в 10 раз меньше полосы пропускания, требуемой для традиционной телефонной линии. Это делает возможным организовать непосредственное общение большого количества собеседников, включая посетителей Интернет-магазинов.

Многого ожидают и от нового формата гипертекстовых документов XML, который скоро придет на смену HTML. Обладая более широкими функциональными возможностями, он позволяет динамически менять содержимое страниц на сайтах онлайновых магазинов, подстраиваясь под интересы и запросы клиентов. В своем выступлении на недавней конференции в Гонконге, посвященной проблемам электронной коммерции, президент корпорации Microsoft Стив Балмер с воодушевлением поведал обо всех преимуществах, которые получат покупатели в Сети от внедрения нового формата.

Использование новых возможностей Интернета переведет электронную коммерцию на качественно новый уровень. Процесс приобретения товара через Интернет будет больше напоминать посещение обычного магазина: можно рассмотреть товар со всех сторон и в случае необходимости задать вопрос консультанту, используя при этом голосовой IP-канал. Это делает возможным, не покидая дома, получить всю необходимую информацию и принять решение о покупке. В результате этого ассортимент товаров, продаваемых через Сеть, значительно расширится, а объемы продаж будут неуклонно расти.


НАЗАД

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ВПЕРЕД